Ограждения для тепловых сетей

Ограждения для тепловых сетей

Сборные ограждения из автоклавного ячеистого бетона для тепловых сетей изготовляются в виде армированных коробов или скорлуп-полуцилиндров.

Ограждения из ячеистого бетона для теплопроводов выполняют одновременно несущие и теплоизолирующие функции. Необходимая прочность строительной конструкции ограждения теплопровода обеспечивается армированием ячеистого бетона.

Армированные короба или сегменты из ячеистого бетона дают возможность полностью разгрузить трубопровод от внешних усилий, обеспечить свободу поперечных перемещений трубопроводов и свести работу на трассе к монтажу готовых плит заводского изготовления.

Для труб диаметром до 200 мм можно применять коробчатые плиты, чтобы обеспечить свободу поперечных смещений теплопроводов. Для труб большого диаметра, при которых обычно используется сальниковая компенсация, применяются полуцилиндры (скорлупы). Длина коробчатых плит и полуцилиндров 2 м.

Автоклавный ячеистый бетон для коробов или сегментов приготовляется из портландцемента и молотого песка или золы электростанций. Соотношение цемента и песка или золы берется от 1 : 1 до 1 : 1,5. Расход цемента на 1 м3 ячеистого бетона равняется от 300 до 340 кг.

Изменяя толщину коробов или полуцилиндров от 12 до 15 см и объемный вес в пределах от 600 до 800 кгм3, можно обеспечит;, нужное термическое сопротивление ограждения.

Для получения более высокого термического сопротивления . ограждения можно применять комбинированные короба или полуцилиндры, нижняя часть которых (по толщине) состоит из бетонного слоя состава 1:1:3 (цемент : молотый песок : немолотый песок) толщиной 3 см, а верхняя — из ячеистого бетона объемным весом 400-500 кгм3 на цементе, толщиной 8-10 см. Нижняя арматура каркаса находится в бетонной части плиты, верхняя — в ячеистом бетоне. Хомуты и силы сцепления бетона и ячеистого бетона связывают всю конструкцию в один общий монолит. Комбинированные плиты, запаренные в автоклаве, имеют прочность ячеистого бетона при сжатии 15-20 кгсм2 и прочность бетона 350-400 кгсм2.

Опыт применения в строительстве свидетельствует о большой эффективности ячеисто-бетонных коробов или полуцилиндров для теплоизоляции тепловых сетей.

Технико-экономическое сравнение двух типов ограждения теплопроводов: а) кирпичного канала с перекрытием из сборных железобетонных плит, с тепловой изоляцией из диатомового кирпича толщиной 6 см и асбоцементной коркой 10-15 мм и б) сборной конструкции из ячеисто-бетонных коробов или полуцилиндров приводит к выводу о том, что применение коробов или полуцилиндров из ячеистого бетона дает экономию на 100 пог. м трассы (средние данные): кирпича красного 12,78 тыс. шт., кирпича диатомитового 8,24 тыс. шт., цемента 7,23 т, лесоматериала 1,98 м3, асбеста 5,79 г. рабочей силы 382 человеко-дня; при этом стоимость строительства снижается на 13 340 руб., при перерасходе арматурного железа 0,32 г.

Применение ограждения теплосетей из ячеистого бетона коренным образом меняет технологию строительства тепловых сетей, превращая ее в индустриальный процесс, освобождает строительство от кустарной и, следовательно, низкокачественной работы на трассе, позволяет заменить квалифицированных рабочих неквалифицированными, облегчает возможность ремонта отдельных звеньев теплопровода.

Организовано также производство автоклавного пенобетона для изоляции труб теплосетей непосредственно на заводе. Пенобетон берется объемным весом 400-500 кгм3, цемент — марок 400-500. Песок — кварцевый, содержащий не менее 90% Si02 и дающий остаток на сите 4 900 отвсм2 — не более 15%. Соотношение цемента и молотого песка 1 : I (по весу).

Технология производства теплоизоляции труб теплосетей на заводе следующая: трубы привозятся на завод, укладываются в металлическую форму диаметром несколько большим, чем трубы. Одновременно в форму укладывается арматура и затем заливается пенобетонная смесь с защитным слоем 2-3 см по всей окружности трубы.

Для свободного перемещения труб в пенобетонной оболочке при изменении длины трубопровода поверхность труб перед заливкой покрывается битумной мастикой. После выдерживания труб, покрытых пенобетонной смесью, в течение 10-12 час, производится их автоклавная обоаботка.

Оптимальный режим запарки 64-6—6 час- (т. е. подъем давления пара до 8 ати, запарка при 8 ати и спуск давления пара до нормального по 6 час).

Вследствие большого влияния влажности пенобетона на коэффициент теплопроводности (при влажности 25% он увеличивается в 1,7 раза) пенобетон после запарки подвергается сушке дымовыми газами в течение 2-3 суток.

В результате сушки влажность пенобетона с 20-25% снижается до 5%.

Для предохранения пенобетона при эксплуатации от увлажнения, а арматуры и самих труб -от коррозии поверхность пенобетона после автоклавной обработки и сушки покрывается гидроизоляцией из рулонных материалов путем горячей приклейки их на предварительно окрашенную битумом поверхность. Затем трубы перевозятся на трассу и укладываются на место.

После сварки и опрессовки трубопроводов стыки труб заделываются посредством заранее изготовленных из того же автоклавного теплоизоляционного пенобетона коротких скорлуп с последующей гидроизоляцией поверхности стыков.

Такая конструкция и способ производства теплоизоляции трубопроводов теплосетей обеспечивают ведение их строительства , индустриальным способом, повышает надежность теплосетей в эксплуатации, значительно снижает стоимость сооружения теплосетей.

Предел прочности при сжатии автоклавного пенобетона для теплоизоляции трубопровода равняется 12 — 15 кгсм2 при объемном весе пенобетона 400 кгм3 и 20-25 кгсм2 при объемном весе 500 кгм3.

В процессе эксплуатации в условиях длительного воздействия температуры теплопровода прочность пенобетона значительно повышается (на 20-25%).

Теплоизолированные трубы для теплосетей диаметром до 500 мм выпускаются на специальном заводе в Ленинграде с 1948 г.