Создание автоклавов прямоугольного или квадратного сечения

Создание автоклавов прямоугольного или квадратного сечения

В автоклавы круглого сечения нельзя вместить большого количества крупнопанельных изделий. Поэтому для лучшего использования объема автоклава в него наряду с небольшим числом панелей или других крупных изделий следует загружать менее крупные изделия.

Наиболее целесообразным является создание автоклавов прямоугольного или квадратного сечения. Первый опытный образец такого автоклава размером 5x5x5 м типа из железобетона построен в 1955 г. трестом № 104 Главленинградстроя. Стены и днище этого автоклава имеют толщину 1 м и густо армированы плоскими сварными каркасами из стержней диаметром 16-32 мм. На сооружение автоклава израсходовано около 200 мг бетона марки 250 и около 100 т арматуры.

Автоклав снабжен плоской сварной крышкой из листовой стали весом 18 т. Крышка крепится к верхней окаймляющей металлической раме при помощи откидных болтов. Для поднимания крышки и откалывания ее в сторону при открывании автоклава предусмотрено самоходное устройство на железнодорожном ходу, которое позволяет обходиться без мостовых кранов.

С наружной стороны корпус автоклава имеет термоизоляцию, способствующую уменьшению температурного перепада между внутренними и наружными его поверхностями.

Таким образом, этот автоклав представляет собой довольно сложное и громоздкое сооружение. Надо полагать, что в дальнейшем удастся упростить и облегчить конструкцию прямоугольного автоклава.

Применяемые в настоящее время автоклавы имеют сеть паропроводов, воздухопроводов и конденсато-проводов с вентилями для подачи пара, выпуска воздуха, перепуска отработанного  пара  в другой автоклав и удаления конденсата. Пар поступает в автоклав снизу и распределяется по нему через распределительную трубу, уложенную вдоль автоклава по его дну. В распределительной трубе имеются отверстия, которые должны быть направлены вниз, к днищу автоклава.

Внутри автоклава уложены узкоколейные пути для передвижения вагонеток с изделиями. Автоклавы оборудуются манометрами, термометрами, предохранительными клапанами и другими приборами. Наружные поверхности автоклавов и паропроводов изолируются соответствующей теплоизоляцией (из совелита, асбозурита и др.).

Цикл работы автоклава при запарке изделий состоит из следующих процессов: подъем давления пара до заданного уровня, выдерживание изделий в автоклаве при максимальном давлении, снижение давления пара в автоклаве до атмосферного.

Впуск пара в автоклав производят постепенно, без толчков. Пар должен быть насыщенным, а не перегретым, что контролируется по показаниям термометра и манометра.

При невозможности подачи из котельной влажного пара его в течение первых 1,5-2 час. запарки предварительно увлажняют, для чего ставят специальный увлажнитель, работающий от водопровода под давлением 4-6 атм. Вода подается в брызгальное кольцо, создающее водяной душ, который и увлажняет пар из котельной перед подачей его в автоклав.

Подъем температуры и давления пара производят по заданному графику, который зависит от размеров изделий (особенно их толщины), от объемного веса ячеистого бетона, активности цемента или извести, тонкости помола заполнителя и начальной температуры воздуха в автоклаве.

Режим запарки обычно выражается более упрощенно в виде трех слагаемых, показывающих продолжительность подъема давления, выдержки и снижения давления. Примерный режим запарки, может быть записан следующим образом: «5 + 8+3 при максимальном давлении 8 ати.

Если до начала запарки температура в автоклаве выше 15°, то время подъема температуры до 100° соответственно снижается.

Чем больше объемный вес ячеистого бетона, больше толщина изделий, тоньше помол вяжущего и заполнителя, больше глинистых примесей в заполнителе, тем медленнее надо осуществлять подъем и снижение давления пара в автоклаве. Несоблюдение этих указаний может привести к появлению трещин в изделиях, особенно крупноразмерных. Деформация изделий усиливается при наличии в заполнителе и вяжущем щелочей — Na20 и К2О, а в цементе — минералов — С3А и C4AF.

В начале подачи пара в автоклав воздушный вентиль для продувки автоклава надо держать открытым, чтобы удалить воздух из автоклава. Закрывать его надо после появления в выходном отверстии пара (приблизительно при 60-70°).

Конденсационный вентиль с самого  начала   запарки   открывают, чтобы удалить конденсационную воду, которая в первые 1,5-2 часа выделяется в большом количестве. Как только в конденсационный бак начнет поступать пар, конденсационный вентиль надо закрыть.

Во время подъема давления пара в автоклаве нельзя допускать значительных колебаний в давлении пара в сторону понижения. Колебания в давлении пара в автоклаве в период выдерживания при максимальном давлении не должны превышать ±0,25 ати.

Особенно опасно быстрое снижение давления пара при спуске , (III период запарки), так как в этот период температура изделий выше температуры среды, поэтому вода, Находящаяся в порах изделий, начинает сильно испаряться, в результате чего могут появиться отслоения  или трещины снаружи и внутри изделий.

Резкое увеличение или снижение давления пара также приводит к нарушению структуры ячеистого бетона и появлению температурных напряжений в изделиях. Поэтому подъем и снижение давления пара должны проводиться в соответствии с установленным графиком запаривания и регулярно и строго контролироваться.

При спуске давления пара в первые полчаса III периода паровыпускной вентиль открывать не рекомендуется; давление пара должно снижаться за счет естественного остывания автоклава. Затем, регулируя паровыпускным вентилем, давление постепенно снижают до 2 ати и затем выпускается конденсат. Когда давление пара снизится до 2 ати, паровыпускной вентиль открывается полностью. Крышку автоклава открывают через 1 час после снижения давления пара до 0. а разгрузка автоклава производится не ранее чем через 1 час после открывания крышки.