Склады заполнителей

Обычно на карьерах же производится обогащение нерудных ископаемых, заключающееся в дроблении их, сортировке, а иногда и промывке. Разработка каменных карьеров производится взрывным способом. Взрывами отделяют камень от разрабатываемого пласта и несколько измельчают его. Полученная горная масса грузится экскаваторами на автомобили-самосвалы или другой вид транспорта и доставляется на обогатительную установку. Рыхлые горные породы — гравий и песок — непосредственно разрабатываются в карьере экскаваторами.

Для разработки и транспортировки их может быть применен также способ гидромеханизации.

Обогатительная установка для переработки горной массы оборудуется камнедробилками, сортировочными машинами и промывными устройствами. Если исходным сырьем служит гравий, то необходимость в камнедробилках обычно отпадает.

Песок часто используется без обогащения или обработка его ограничивается промывкой.

При обогатительной установке устраиваются склады готовой продукции, на которых материал хранится по сортам. Эти склады оборудуются машинами для складирования и погрузки материала на транспорт. Заполнители для бетона могут доставляться на бетонный завод автомобильным транспортом, по железной дороге, канатным транспортом или по воде.

В случае применения автомобильного транспорта заполнители перевозятся на автомобилях-самосвалах.

Для перевозки сыпучих материалов по железной дороге применяют саморазгружающиеся вагоны или вагоны-бункеры. Саморазгружающиеся платформы, или думпкары, могут иметь грузоподъемность 20, 40 или 60 т. Кузов этих вагонов может наклоняться в сторону на 35°-45°; таким образом производится разгрузка. Полувагоны, или гондолы, имеют кузов с высокими бортами, без крыши.

Они разгружаются через дно. Грузоподъемность юлувагонов-60-90 т.