Массивы-гиганты

Массивы-гиганты представляют собой отливаемые на берегу в формах большие полые коробки. Эти коробки соответствуют полному профилю подводной части сооружения и являются как бы оболочкой будущего сооружения. Оболочки массивов строятся из железобетона, применение которого позволяет придавать днищу и стенкам их минимальную толщину от 10 до 50 см. Сооружение таких оболочек ведется на берегу на специальных наклонных площадках. По окончании твердения бетона они спускаются на воду подобно судам на судостроительных верфях.

По воде оболочки буксируются к месту установки, где и затопляются в предназначенном месте. После выверки их положения они заполняются бетоном.

Иногда формовка таких массивов ведется в котлованах, устроенных на берегу в виде сухих доков.

После изготовления массива такой котлован соединяется с морем, наполняется водой.

Массивы, имея коробчатую форму, всплывают и буксируются на место установки. Для прочности и жесткости оболочек массивов в них устраиваются внутренние продольные и поперечные стенки, разбивающие полость на отсеки. Для сопряжения коробок между собой в их торцовых стенках устраиваются углубления, или пазы, которые после установки заливаются бетоном.

Метод возведения железобетонных сооружений из массивов-гигантов (очень удобный в смысле производства работ) получил в последние годы широкое распространение.

Оградительные сооружения свайного и стоечного типа. Особую группу оградительных сооружений представляют свайные или стоечные молы, сооружаемые не столько для образования рейда, сколько для ограждения хода судов по водной площади. Свайные молы состоят из одного или нескольких сплошных свайных рядов и одной или нескольких линий отдельных свай, им параллельных.

Сплошные ряды образуют стенку, препятствующую распространению волн, а ряды свай, отдельно забитых на расстоянии от 2 до 6 ж, — служат для поддержания служебного мостика поверх мола и придания большей устойчивости конструкции.