Приемка и испытание заполнителей

Во избежание загрязнения, засорения и утери материалов, а также для уменьшения площадки оклада инертных материалов, вдоль железнодорожных путей и проезжих дорог устанавливают инвентарные переносные подпорные стенки из досок; высота стенок до 1,25 м. Песок, гравий или щебень, получаемые из разных карьеров, как правило, складываются в отдельные штабели. Испытание качества заполнителей заключается в определении крупности и объема пустот, а также загрязненности заполнителей глинистыми, илистыми и органическими примесями. Наименьший расход цемента при наибольшей прочности достигается в таком бетоне, где общая поверхность заполнителей будет наименьшей.

Этому требованию могут отвечать заполнители, имеющие наиболее крупные размеры. Общая поверхность таких заполнителей для одного и того же объема значительно меньше общей поверхности мелких заполнителей.

Поэтому при изготовлении бетона следует применять гравий или щебень наибольшей крупности, которая допускается размерами конструкции, куда укладывается бетон. Предельный размер зерен гравия или щебня должен быть не более четверти наименьшего измерения конструкции и должен свободно проходить между арматурой.

Пределы размеров зерен гравия от 5 до 80 мм, установленные Техническими Условиями, позволяют легко производить подбор их необходимой крупности. Другим важным признаком, характеризующим качество заполнителя, является объем пустот.

Малый объем пустот получается тогда, когда пустоты между зернами одного размера будут заполнены зернами другого, меньшего размера. Следовательно, наилучшим является такой заполнитель, в котором помимо зерен крупного размера есть зерна более мелкого размера, заполняющие пустоты и сокращающие этим расход вяжущих материалов.

В бетонах применяется песок, имеющий объем пустот не более 40%, гравий с объемом пустот не болев 45% и щебень не более 50%. Прочность бетона в большой степени зависит от чистоты заполнителя. Заполнители, особенно песок, загрязненные глинистыми, илистыми или органическими примесями, часто являются причиной резкого снижения прочности бетона.