Приемы зимнего бетонирования

Способность бетона в больших массивах набирать прочность даже в зимних условиях в результате выделения тепла позволяет производить бетонирование зимой без больших затрат на устройство тепляков, паропрогрев или электропрогрев. В этих случаях требуется лишь предусмотреть укрытие незащищенных опалубкой поверхностей. Способ термоса.

Так называется способ предохранения свежеуложенного бетона на время его твердения от остывания путем устройства утепления.

Утепление бетона должно производиться сразу же после окончания бетонирования отдельных участков конструкций. В качестве отепления можно применять мешки, солому, войлок, брезент, доски, опилки, шлак и другие материалы.

Способ термоса успешно применяется при небольших морозах. Способ термоса неприменим для тонких конструкций (плиты толщиной менее 8 см, колонны и балки сечением менее 20X20 см и пр.), у которых, в отличие от массивных, на единицу объема приходится значительно большая поверхность, через которую происходит охлаждение. Для зимнего бетонирования тонких конструкций прибегают к другим способам.

Паропрогрев бетона. Этот способ заключается в том, что вокруг бетона создается среда, которая обладает не только высокой температурой, но и большой влажностью. Благодаря этому значительно ускоряется нарастание прочности бетона.

Для осуществления паропротрева в среду, где происходит твердение бетона, пускается пар при температуре от +40 до +80° С. Для прогревания конструкции обычно устраивается так называемая паровая рубашка. Она представляет собой деревянный тутепленный кожух, устроенный вокруг основной опалубки. Зазор между наружной обшивкой и опалубкой, в который впускается пар, обычно не превышает 10 см. Помимо паровой рубашки имеются другие способы паропрогрева.

К ним относится опалубка с паропроводными каналами системы инж. Вацуро, опалубка из двойных щитов конструкции инж. Совалова, а также способ паропрогрева через трубки, заложенные в тело бетона. Частично эти трубки могут быть использованы как арматура. Такой метод нашел применение в последние годы при строительстве ряда промышленных сооружений.