Температурные, деформационные и рабочие швы

Толщина шва колеблется от 20 до 30 мм в зависимости от времени года, в которое производится работа. В холодное время года конструкция занимает наименьший объем, к лету она расширяется под влиянием повышения температуры. Поэтому зимой зазоры следует оставлять большими, а летом, наоборот, делать меньшими. По окончании бетонирования, заложенная в шов доска, обернутая толем, удаляется, а шов заполняется паклей, картоном, битумом или другим мягким пружинящим материалом.

л Рабочие швы. Непрерывное бетонирование сооружений почти никогда не удается осуществить. Вследствие этого делают так называемые рабочие швы. Так как бетон в рабочих швах всегда слабее, чем в конструкции, следует с особой тщательностью следить за тем, чтобы рабочий шов, т. е. стык, был осуществлен хорошо. Исходя из этого рекомендуется следующее устройство рабочего шва: Шов в колонне должен быть сделан на уровне низа примыкания балок к колоннам.

Перерыв в бетонировании колонн в пределах одного этажа не допускается. В безбалочных перекрытиях рабочий шов должен быть сделан на уровне низа хапители колонны. Балки и прогоны ребристых перекрытий следует бетонировать одновременно с плитой перекрытия.

Когда бетонируют многопролетные балки и прогоны, а также ребристые плиты перекрытий рабочие швы делаются вертикальными в средней части пролета балки, прогона или плиты. Такое устройство рабочего шва является тем более правильным, что в середине пролета балки, прогона или плиты происходит только изгиб, в силу которого в верхней зоне частицы материала сжимаются. и, следовательно, шов в этом месте даже без надлежащего сцепления не опасен, так как при сжатии частицы материала стремятся сойтись, а не разойтись.

В нижней половине балки шов также не опасен, ибо растягивающие усилия воспринимаются арматурой балки, а не бетоном. Таким образом, рабочий шов в балках, прогонах или плитах надо делать возможно ближе к середине пролета, а не вблизи опор, причем шов должен быть вертикальным, а не пологим.