Уплотнение бетона механизмами

Наиболее распространенным способом уплотнения бетона является вибрация. Вибрацией бетона называются частые сотрясения его, производимые при помощи специальных механизмов-вибраторов. У того, чтобы вибрация была эффективной, необходимо чтобы частота сотрясений была очень великане менее 1500-1800 м минуту.

Под влиянием вибрации сцепление между отдельными частицами бетонной массы ослабевает и вся масса приобретает большую подвижность. Такая подвижность (текучесть) приближает бетонную массу по своим свойствам к жидкости. Отдельные частицы бетона перемещаются и поворачиваются, а вся масса частиц смеси стремится занять наименьший объем и уплотняется под действием собственного веса.

В сравнении с ручным трамбованием и штыкованием уплотнение бетона при помощи вибраторов имеет следующие преимущества: а) повышает качество бетона в связи с увеличением его однородности, плотности, прочности и водонепроницаемости; б) улучшает поверхность бетона, которая после распалубки почти не требует дополнительной последующей обработки; в) экономит вяжущее вещество на 10-15%, поскольку при применении вибраторов можно принимать более жесткую консистенцию бетонной массы; г) ускоряет нарастание прочности бетона, в результате чего его можно раньше освободить от опалубки; д) увеличивает производительность труда бетонщиков в 2,5-3 раза. Вибраторы, приводимые в движение сжатым воздухом, называются пневматическими.

Вибраторы, приводимые в движение электрическим током, разделяются на электромеханические, приводимые в действие электромотором, и электромагнитные, приводимые в действие от колебаний электромагнита.

Пневматические вибраторы, изготовляемые у нас в Союзе, представляют собой закрытый с торцов цилиндр с отверстиями для впуска и выпуска воздуха, внутри которого ходит поршень-боекние взад и вперед, вызывая вибрацию всего инструмента и опалубки к которой он прикреплен.

Электромеханический вибратор приводится, в действие небольшим электромотором, мощностью от 0,3 до 1,25 кет, на валу которого эксцентрично насажен груз. Этот груз, называемый эксцентрийком или дебалансом, мешает валу моторчика вращаться плавно и заставляет его дрожать.