Жесткий бетон

Работу по уплотнению бетона трамбовками надо производить быстро и следить за тем, чтобы нижний слой бетона не схватился прежде укладки верхнего. Если этого требования не соблюдать, то монолитности в конструкции получить не удастся.

При бетонировании плит рабочие с трамбовками располагаются на расстоянии до двух метров один от другого и производят уплотнение бетона, постепенно отступая назад.

Рабочие обязаны старательно проштыковывать бетон для обеспечения необходимого защитного слоя. Бетонирование производят начиная с дальнего конца, следовательно, по свежему бетону подвозить бетон не приходится.

Для образования бокового защитного слоя балок и прогонов применяются дырчатые лопаты или металлические вила. Сущность работы заключается в том, что между боковой поверхностью опалубки и массой свежеуложенного бетона запускают дырчатую лопату или вила и отжимают бетонную смесь внутрь опалубки. При этом, сквозь отверстия в лопате или промежутки между прутьями вил цементный раствор и мелкий гравий проникают к стенке опалубки, а крупный щебень или гравий остаются в средней части конструкции.

После уплотнения и отвердевания бетона поверхность такой конструкции обычно оказывается ровной и гладкой, безраковин и с плотным защитным слоем.

Уплотнение бетона механизмами. Ручной способ уплотнения бетона не может обеспечить надлежащей плотности его, особенно когда мы имеем дело с большим объемом бетонной конструкции.

Помимо этого, уплотнение бетона вручную требует большого количества рабочих, ибо ручное трамбование чрезвычайно малопроизвoдитeльностью. Применение бетона с большим количеством воды хотя дает большую производительность при укладке, но вместе с тем либо резко понижает прочность бетона, либо, сохраняя прочность, требует большого перерасхода цемента.

В связи с этим, как правило, применяется механизированный способ уплотнения бетона.

Особое значение имеет механизация уплотнения бетона в строительстве бетонных и железобетонных гидротехнических сооружений, так как плотность бетона в этом случае является главным условием долговечности сооружения.